Джейсон Айзакс был совершенно уверен в том, зачем его вызвали в
Лос-Анджелес - на встречу касательно "Патриота". "Моя звезда дрожит" , -
думал он. - "Значит, роль отдадут кому-то другому" . Он был в этом
абсолютно убежден. Скажете, старые голливудские предрассудки? Нет,
разумное суждение, свидетельствующее о скромности. Но трусливых звезд не
бывает, и никто не отказывается от дополнительных денег.
Джейсон Айзакс пробовался на роль полковника Тавингтона, жестокого
английского офицера, командующего рейнджерами во времена войны за
независимость в Америке. "Я вошел и сыграл сцену, потом попросил их
позволить мне сыграть еще раз, но они сказали "нет". Я думал тогда:
"Пролетел 6 тысяч миль, и теперь они не позволяют мне пройтись во второй
раз. Либо они меня уже выбрали, либо, скорее всего, я совершенно напрасно
потратил время".
Конечно же, люди, работавшие над фильмами "День
независимости" и "Годзилла" (режиссер Роланд Эммерих и продюссер Дин
Дэвлин) признали талант Айзакса, но заставили его поволноваться четыре
недели, прежде чем сообщили о выборе. Газета "Лос-Анджелес Таймс" назвала
его "удивительно убедительным злодеем, возможно, лучшим в этом году" .
"Таймс" же много писала о том, как убедительно он изобразил жестокость. На
самом деле, Айзакс не жесток совершенно. "Меня все время задирали, часто
били, а я никогда никого не ударил, так что "Патриот" стал для меня
настоящим катарсисом" .
37-летний Айзакс до сих пор в восторге от этого фильма. Настолько, что
признается, что "приходит в экстаз" , просто говоря о нем. Притом, что в
человеке, который послужил прообразом Тавингтона, полковнике Тарлетоне, не
было ничего восхитительного. Айзакс говорит, что тот стал большим героем,
вернувшись в Англию. Он опубликовал свои мемуары о войне, которые стали
бестселлерами. Но практически он был самым презираемым и непопулярным
солдатом того времени. Он хвастался тем, что убил больше мужчин и трахнул
больше женщин, чем любой другой за эту войну. Жаль, что они не захотели
показать эту часть его жизни в фильме.
Айзакс не согласен с критикой - дескать, в "Патриоте" английских
офицеров изобразили неверно, представив безжалостными убийцами. "Фильм
вовсе не представляет англичан как отвратительную злую силу. И если вы
взгляните на любую войну, которая ведется нами за пределами страны, то
увидите - на происходящее смотрят сквозь пальцы. Вспомните Артура Харриса.
В Англии он - великий герой, но спросите жителей Дрездена, что они о нем
думают. Фильм изображает злобным и отвратительным моего героя. Лорд
генерал Корнуэллис (Том Уилкинсон) хотел вести войну цивилизованно,
настолько, насколько война может быть цивилизованной" .
Что же касается того, что Айзакс идет давно протоптанной дорожкой
английского злодея в голливудских фильмах, то актер на это резко
возражает: "Если вы делаете фильм об американской революции, то у вас
просто нет выбора. Мягкий, чувствительный англичанин погубит картину. Мы
видим, как моего героя ругает и унижает Корнуэллис - поэтому я считаю, что
его представили со всех сторон. Ну и, конечно же, быть им было очень
весело" .
Хотя очевидно, что Гибсон - крупнейшая звезда на этих съемках, по
словам Айзакса "абсолютно никто не выставлялся. Если вы делаете сэндвичи,
и у вас есть хорошие идеи касательно сцены, то вы работаете вместе. Мэл,
например, помогал мне вне кадра так же, как и в кадре - большие звезды
обычно так не поступают. Он задает всем вопросы и выслушивает ответы. Он
ищет кого-нибудь, у кого болит спина и делает массаж" . И он всех
разыгрывает, не так ли? Вовсе нет. Айзакс считает, что репутация Гибсона
не верна. "Во время съемок он рассказывает всякие тупые шутки, все время
громко смеется, и смеется еще громче над шутками других людей, которые
даже хуже его собственных. Но все это делается намеренно, потому что это -
игра. Нужно держать себя свободно, безответственно и несерьезно, даже
когда играешь серьезную часть. Когда мы с Мэлом играли последнюю большую
сцену сражения, то это было "бах-бах, вжик, бам, ух". Если ты говоришь: "О
черт, мне же здесь должны были голову отрубить, давайте чуток
остановимся?" Они отвечают: "Нет проблем, мы только сейчас вернем обратно
двести лошадей, отстроим заново это здание и скажем той толпе парней опять
забираться на холм". Так поступать нельзя, поэтому нужно освободиться от
всей напряженности, которая может к такому привести.
Что же касается серьезной деятельности, то Айзакс мог бы сейчас ею
заниматься, если бы не бросил бристольский университет, где учился на
юриста. Вскоре после "первой встречи с одолженной выпивкой" он "шатался
возле здания студенческого союза в то время, когда они еще пытались
заставить молодых невинных студентов расстаться со своими деньгами и
вступить во все их клубы и общества. Так я вступил в клуб
дельтапланеристов и в некоторые другие, и в итоге попал на прослушивание в
театральную студию. Они спросили меня, не могу ли я изобразить
ливерпульский акцент, а я родом оттуда, так что они сразу же меня взяли.
Большая ошибка с их стороны, так как до того я ни разу не играл, но и
режиссер каждый день отводил меня в сторонку и учил, как это нужно
делать" .
Как бы банально это не звучало, но Айзакс нашел себя. "Я мог
высвободить себя в игре так, как никогда не мог бы сделать в реальной
жизни" . В университете он был принят холодно; ему казалось, что он окружен
"всеми этими ребятами из Амплефорта, привыкшими жить вдали от дома, иметь
банковские счета и заниматься сексом. Я даже не привык к нему, а они все,
казалось, занимались им слишком много" .
Получив степень, Айзакс решил отказаться от своих юридических
устремлений, и окончил лондонскую центральную школу речи и драмы.
Практически сразу же он начал участвовать в профессиональных постановках.
Он снялся в двух сериях "Столицы", дебютировал в ленте "Высокий парень",
где играл вместе с Эммой Томпсон и Джефом Голдблумом. После этого он
снимался в фильмах "Конец романа", "Сердце дракона", "Сквозь горизонт",
"Солдат" и "Покупки". Ну и конечно, его роль в "Армагеддоне" остается на
сегодняшний день его самым крупным и самым удивительным опытом работы в
Голливуде. Когда Айзаксу предлагали роль в этом фильме, то сказали, что
приступить к работе нужно будет в следующий вторник. Он ответил, что у
него еще пять недель съемок в фильме "Разведенный Джек". Айзакс вспоминает
жуткую тишину на другом конце провода, в Америке, и как кто-то сказал:
"Боюсь, вы не понимаете. Это проект Брюса Уиллиса". А я ответил: "Боюсь,
это вы не понимаете. Это проект Дэвида Тьюлиса" . Но Айзакс был настолько
нужен, что ему предложили другую роль, поменьше, чтобы она подходила под
его график.
Когда он в первый день появился на съемках, одетый в костюм профессора
Куинси, и сыграл сцену, режиссер Майкл Бей пришел в полный восторг. "Он
сказал: "Это было здорово! Как вы это делаете? Я сказал "мотор" и вы стали
совершенно другим человеком. Вас этому в театре научили?" Разумеется, я
подумал, что он шутит. Потом он спросил: "Вы во всех сценах участвуете? Вы
нам нужны на протяжении всех съемок". Так что я каждый день болтался рядом
с Билли Бобом Торнтоном с дощечкой с номерами дублей. Никаких выходных, ни
дополнительных строк в роли, ни прибавки к оплате. Я был совершенно выжат.
Спасибо Билли Бобу - "шумному и очень грубому человеку. Благодаря ему я не
сошел с ума" .
Не похоже, чтобы Айзаксу требовался кто-то, кто помог бы ему не сойти с
ума, хотя его подруга из "Двенадцати с половиной лет" могла бы кое-что об
этом рассказать. Он милый, очаровательный, забавный и нормальный. Он
говорит, что его жизнь "очень спокойна, даже скучна" , в сравнении с той,
которой он живет на экране. "Я должен быть кем-то, кем я совершенно не
являюсь. Я хочу сказать, что я никогда не дрался, никогда никого не
убивал, и, разумеется, никто не убивал меня. И я никогда не занимался
таким "диким" сексом, которым занимаюсь с мужчинами, женщинами и животными
на экране и сцене" .
На этой странной ноте Айзакс должен возвращаться в Сан-Франциско для
съемок в своем новом фильме "Сладкий ноябрь", в котором играют Кеану Ривз
и Шарлиз Терон. "Там я ношу женское платье и сейчас учусь ходить на
высоких шпильках, а заодно решаю, насколько большими должны быть мои
сиськи, что сейчас активно обсуждается. Если они будут равны размаху моих
плеч, то будут просто огромными" . Такими же, как перспективы дальнейшей
карьеры Джейсона Айзакса.