Как вы попали в проект "Черный ястреб"?
Джейсон Айзакс: Все началось с книги. Я сразу в нее влюбился - она показалась мне самым захватывающим документальным повествованием, которое я когда-либо брал в руки. И мой персонаж, Стил, был самым интересным её героем.
Почему же?
Джейсон Айзакс: Потому что его никто не любил, хотя он и был хорошим парнем. Парадокс лидерства заключается в том, что вы хотите, чтобы люди любили вас и шли за вами, но вам также нужно, чтобы они вас боялись и, когда над их головами свистят пули, делали то, что вы приказываете, а не следовали своим инстинктам. В этом весь мой герой - жесткий командир, пытающийся удержать дисциплину среди своих 19-летних подчиненных, очарованных романтикой элитного подразделения "Дельта", с которым им пришлось работать в Сомали. Бойцы "Дельты" были гораздо старше подчиненных Стила и могли себе позволить общаться запанибрата и называть друг друга по именам, в то время как у рейнджеров все строго расписано в уставе. Но Стил понимал, что если его ребята поддадутся влиянию "Дельты", они станут неуправляемы, а потому старался держать их в ежовых рукавицах. Странно, но когда мы приступили к съемкам, со мной самим произошло нечто подобное. Мы тренировались вместе с рейнджерами, и они никак не могли взять в толк иерархию кинобизнеса. В конце концов было решено, что, раз я играю капитана Стила, то я должен отвечать за всех "подчиненных" мне актеров.
Кончилось это тем, что мне пришлось принимать весьма непопулярные решения. Однажды, скажем, нам вовремя не привезли еду, и мы отправились в кафе. Поскольку утром надо было рано вставать, я запретил всем даже притрагиваться к пиву. Так мне пришлось командовать целую неделю и, к чести ребят, никто не пытался оспаривать мои приказы, хотя они могли попросту послать меня к такой-то матери.
Легко ли было готовиться к этой роли?
Джейсон Айзакс: Разумеется, после недельной подготовки в реальный бой мы бы пойти не смогли, но поработать над собой пришлось как следует. Важнее всего было понять, как думают эти потрясающие ребята, живущие в соответствии с Кодексом Рейнджера - чем-то вроде средневекового рыцарского кодекса. Другой моей проблемой стал акцент. Мы тренировались в Форте Беннинг в штате Джорджия, откуда родом Стил, так что, к счастью, у меня была хорошая возможность впитывать все, что говорили эти ребята. И не у меня одного - я познакомился с парнем из Йоркшира, который тоже за время службы с рейнджерами позаимствовал их южный акцент. Что же касается съемок, то сложнее всего дались боевые сцены - прежде всего потому, что на площадке было попросту страшно. Нечасто тебе приказывают играть, когда вокруг взрываются здания, земля трясется и грохочет пиротехника, а съемки "Черного ястреба" как раз из таких.
А реальная опасность актерам угрожала?
Джейсон Айзакс: Чаще сдавали нервы, чем отказывала техника, так что ранений практически не было. Подозреваю, что создатели спецэффектов специально преувеличивали опасность своих трюков, чтобы мы могли более достоверно сыграть страх и панику.
Удалось ли в фильме передать то, что на самом деле произошло в Сомали?
Джейсон Айзакс: Не думаю, что Ридли ставил себе такую задачу - он снимал фильм о людях, а не о политике. Он просто хотел показать один вполне определенный день из жизни отряда рейнджеров и, по большому счету, мог перенести действие куда угодно, в любой город мира. Впрочем, действия солдат в фильме показаны весьма точно, и они на самом деле настоящие супермены. У каждой страны есть такие подразделения - пехотинцы, готовые отправиться в район противника, не "зачищенный" авианалетами, и без тени сомнения отдать за товарища свою жизнь. Собственно сама миссия завершилась успехом и заняла всего пятнадцать минут. Но вертолеты были сбиты, и рейнджеры не вернулись до тех пор, пока не подобрали всех своих соратников, хотя и понимали, что те, вероятно, уже погибли. А парень, которого сыграл Эрик Бана, сделал нечто такое, что сценаристы даже не решились включить в фильм. Когда все закончилось, он перезарядил оружие и ушел обратно в город, а затем вернулся, сообщив местонахождение еще двух тел погибших снайперов "Дельты". Он в одиночку вырвал их из рук толпы, оттащил подальше и закопал, чтобы тела не изуродовали.